ТОиР займется цифра?

Возможности автоматизировать техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) предприятиям ТЭКа позволяет повысить эффективность работы. В том числе с учетом процессов импортозамещения, который сейчас ведется. О том, как на производстве идет процесс автоматизации, насколько активно продвигается процесс импортозамещения систем управления ТОиР и каковы перспективы появления удобных и доступных отечественных решений в этой области, «ЭПР» рассказали участники рынка.

Леонид Алтухов, президент «Интерпроком»

— По данным на прошлый год, в сфере технического обслуживания и ремонта промышленных предприятий в России 50% компаний продолжают использовать SAP. Как вы думаете, почему так медленно происходит процесс импортозамещения в данной сфере (связано это с тем, что предложения российских вендоров недостаточно или они не могут составить достойную конкуренцию зарубежным решениям? Или этот процесс обусловлен затратностью перехода на отечественные решения, необходимостью готовить кадры и т. п.)?

— В России не так много компаний, которые используют зрелые автоматизированные решения на базе ПО крупнейших брендов вроде SAP или IBM. При этом автоматизация на российских предприятиях в основном касалась ERP и далеко не всегда включала в себя автоматизацию ЕАМ (ТОиР). По нашей оценке, только 10 % российских компаний действительно серьезно занимались автоматизацией ТОиР. Сколько из них использовали SAP, сказать сложно. Возможно, действительно близко к 50 %.

Когда перед предприятиями промышленности встал вопрос импортозамещения, было важно найти такой российский продукт, который будет достаточно зрелым, сравнимым с западными образцами. В России есть достойные решения, но проблема заключается в отсутствии хорошей популяризации. Команды заняты созданием сложного продукта и пока не заморачиваются маркетингом. Государство пытается прийти на помощь таким командам и создает общую для страны карту импортозамещения, чтобы, посмотрев на нее, руководитель мог понять, какие процессы он может автоматизировать и кто с этим лучше всего справится.

Если резюмировать, то процесс импортозамещения, действительно, протекает тяжело. Толковых решений мало, и связано это с тем, что часть процессов, относящихся к ТОиР, как и ранее, многие компании не считают важным спешно автоматизировать. Отсутствие спроса порождает низкое предложение. А непростой процесс внедрения новых программно-аппаратных комплексов заставляет заказчиков откладывать и откладывать автоматизацию.

С другой стороны, такие компании, как Газпром, РЖД Строй, Росэнергоатом, очень активно занимаются импортозамещением и автоматизацией ТОиР — ведь это предприятия критической инфраструктуры, поддержание непрерывной и безаварийной деятельности которых имеет общегосударственное значение.

— Можно ли ожидать в ближайшие1–3 года появление большего числа отечественных ЕАМ-решений, новых поставщиков в сфере управления процессами ТОиР?

— Количество зрелых решений в области ТОиР будет исчисляться единицами. Как я уже говорил, спрос на них пока невелик, а предложение не будет создаваться впрок, потому что разработка подобных сложных систем занимает от 5 до 8 лет.

Инвестировать в нее при таком рынке слишком рискованно. Поэтому объем предложения останется прежним, и обеспечивать его будут команды, которые уже сейчас имеют готовые решения и достаточно долгое время развиваются в данном направлении.

— Насколько сегодня распространена практика импортозамещения систем управления ТОиР? И в чем риски «переезда» на отечественное ПО? Есть ли достойная альтернатива зарубежным решениям?

— Риски переезда на отечественное ПО связаны с тем, что изменить придется не только прикладную часть. Надо менять весь стек технологий: серверную часть, операционную систему, базы данных и, наконец, собственно прикладное решение. Для этого нужна команда, которая имеет опыт работы с инфраструктурой, опыт интеграции компонентов, дальнейшей поддержки всей системы, а также способна толково обучить сотрудников предприятия грамотному использованию новой системы. Таких команд мало, но они есть.


С полной версией материала и ответами других участников рынка можно ознакомиться на вебсайте: www.eprussia.ru


	
			
Поделиться ссылкой: