ИТ для транспорта. Цифровая трансформация транспортного комплекса.


ИТ для транспорта. Цифровая трансформация транспортного комплекса.

Уровень и темпы проникновения ИТ в сферы, связанные с транспортом, уже сейчас заслуживают достойной оценки, а в ближайшей перспективе могут показать взрывной рост. Цифровая трансформация транспортного комплекса все глубже проникает в регионы, чему способствует реализация национальных программ. Какие регионы сейчас лидируют, какие проекты проходят, каким станет транспорт уже завтра? Об этом за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru делится своим мнением вице-президент по развитию бизнеса, руководитель сервисного департамента компании «Интерпроком» Леонид Винокуров.
Вице-президент по развитию бизнеса,
руководитель сервисного департамента
компании «Интерпроком» Леонид Винокуров

Как вы оцениваете современный уровень проникновения ИТ в сферы, связанные с транспортом?

Пассажирские, грузовые авиа- и сухопутные перевозки вошли в число наиболее пострадавших сегментов экономики в результате пандемии COVID-19. Однако, наряду с негативными последствиями, новая реальность стала катализатором цифровизации для быстрой адаптации к изменениям и ускоренного внедрения ИТ-решений во многих отраслях, и транспорт не является исключением. С моей точки зрения, уровень и темпы проникновения ИТ на транспорте очень достойные. При этом следует отметить, что транспортная отрасль не однородна, и достаточно сложно оценить, на какой стадии находятся каждый участник рынка.

Насколько быстро происходит информатизация транспортных средств и магистралей, что влияет на темпы?

Плоды цифровизации может видеть практически каждый. Мы видим единые карты «Тройка» для оплаты проезда на общественном транспорте, электронная продажа билетов и бронирования мест, интернет-сообщества для отслеживания состояния дорог по всей стране, электронные ПТС, агрегаторы такси по модели Uber, паркоматы на платных парковках, электромобили и автобусы, системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, беспилотный транспорт. Хорошие результаты достигнуты в цифровизации взаимодействия с потребителями и операционной деятельности. Благодаря внедрению ряда гибридных приложений был быстро решен ряд задач по борьбе с распространением коронавируса. Например, в метро давно работали электронные карточки, а дополнение их ограничивающими параметрами позволило блокировать вход в метро нарушителей режима самоизоляции. Аналогичный подход был реализован с помощью системы видеофиксации ПДД, которая позволила выявлять перемещение людей, которые были ограничены в перемещении предписаниями Роскомнадзора.

Почему удалось оперативно решать такие задачи? Ответ очевиден – задолго до пандемии была реализована транзакционная база, на основе которой можно было в сложных условиях быстро создавать специализированные гибридные приложения.

Какие основные успехи и проблемы можно отметить?

Очевидно, что в отрасли очень активно развивается внедрение ИТС, использование технологий интернета вещей, искусственного интеллекта и роботизации. Однако, за кадром невидимой остается очень важная составляющая, где ИТ обладает большим потенциалом – системы управления и проактивного технического обслуживания трнспротных средств и магистралей, а так же мониторинг состояния здоровья водителей, от которых напрямую зависит безопасность пассажиров. К сожалению, большая проблема в том, что порядка 90 % технических руководителей российских предприятий пока не воспринимают автоматизацию управления ТОиР как первостепенную задачу. И не случайно, подводя промежуточные итоги прошедшего года, Минтранс в качестве одного из ключевых приоритетов, стоящих сегодня перед отраслью, обозначил повышение эффективности и безопасности работы транспортного комплекса.

Расскажите, пожалуйста, об опыте ваших компаний в этой сфере.

Мы участвовали в ряде ИТ-проектов в транспортной отрасли, например, это работа в российских железных дорогах по группе проектов «Единая Корпоративная Автоматизированная Система Управления Инфраструктурой» и построение комплекса по управлению текущим содержанием и аварийными работами, а так же проекты по автоматизации обслуживания средств производства аэропорта с предоставлением мобильного доступа. Наши решения помогают обеспечивать строгий учет и контроль, мониторинг оборудования и обслуживания, прогнозировать отказы, оказывать оперативную помощь специалистам по ремонту, что позволяет увеличить время безотказной работы оборудования, избежать критических сбоев, повысить производительность, снизить затраты на обслуживание, повысить устойчивость и безопасность эксплуатации, а так же повышать операционную эффективность за счет оптимизации процессов управления активами и технического обслуживания.

В компании «Интерпроком» работает профессиональная команда по созданию и внедрению систем по управлению активами предприятия (Enterprise Asset Management – EAM), которая имеет за своими плечами более 10 лет опыта ведения проектов в различных отраслях, таких как транспорт, ритейл, аэропорты, АЗС, государственный сектор. Мы предлагаем решения как от мировых вендоров, так и развиваем собственное запатентованное решение «АКСИОМА», которое внесено в Единый реестр российского ПО.

В качестве еще одного примера хотелось бы привести ряд проектов, реализованных для одного из ведущих операторов железнодорожного подвижного состава ГК «НефтеТрансСервис» по автоматизации операционной бизнес-логики производственных и административных рабочих процессов, когда только за 2 года было автоматизировано более 30 процессов. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества в условиях новой реальности, необходимо действовать по-другому, а значит, и принимать решения по-другому, в частности, используя интеллектуальную автоматизацию принятия решений для обеспечения гибкости бизнеса.

Ваши прогнозы относительно развития ИТ-решений для транспорта. Транспорт ближайшего будущего - какой он? Каким может быть участие вашей компании в этом направлении?

Можно много говорить о будущем, где вместо дорог с постоянными пробками нас ожидают скоростные воздушные магистрали с беспилотными пассажирскими дронами, использующими эко-источник энергии и управляемые искусственным интеллектом. Но не стоит забывать, что все эти системы и устройства по сути своей будут все более и более сложными производственными активами, требующими своевременного обслуживания и ремонта для обеспечения безопасности и охраны здоровья людей. Без этого даже у самых инновационных решений нет будет будущего. Поэтому, каким бы не был транспорт будущего, на первый план должно выйти построение транзакционного фундамента управления транспортными активами и ТОиР, который на сегодняшний момент не достаточно сформирован, интеграция различных систем в единую экосистему для формирования единого источника правды о каждом активе любой сложности и последующее построение гибридных специализированных приложений. ТОиР должен стать интеллектуальным.

Уже сегодня технологии Интернета вещей, встроенные в оборудование, позволяют ему передавать данные о состоянии своего «здоровья», аналитика позволяет прогнозировать его поломку, а ИИ давать рекомендации по профилактическим работам, срочным внеплановым ремонтным или замене оборудования, интеграция с BIM и виртуальной реальностью помогают отслеживать износ и поломки в контексте местоположения. И, конечно, все эти решения должны развиваться в направлении импортозамещения. Практика компании «Интерпроком» доказывает, что управлять активами эффективно – это не только возможно, но и необходимо.


Полная версия материала на сайте https://ict-online.ru/analytics/a193900/

Поделиться ссылкой:

Другие Новости: