Обучение ИТ-сотрудников, востребованные специалисты, актуальные методы подготовки


Готов ли сегодня российский рынок ИT-специалистов закрыть потребности ИТ-компаний? Какие специалисты нужны были в 2021 году, а какие в 2023-м? Изменилась ли система подготовки ИТ-специалистов за этот период? Куда следует двигаться, к чему стремиться? Об этом за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru беседует Анна Терехова, директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ.
Анна Терехова

Директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ Анна Терехова

Как вы оцениваете современное состояние российского рынка ИT-специалистов с точки зрения готовности закрыть потребности ИТ-компаний?

Несмотря на популярность ИТ-специальностей и большой спрос на ИТ-образование, на рынке наблюдается дефицит ИТ-специалистов. Хотя количество сотрудников, работающих в ИТ-отрасли, и увеличилось за предыдущий год на 13 %, Минцифры России оценивает дефицит разработчиков в IT-отрасли порядка 500-700 тыс. специалистов, необходимых для поддержки высоких темпов развития отрасли.

Нехватка кадров обусловлена не только демографической ямой и оттоком ИТ-кадров за рубеж, но и недостаточным уровнем квалификации выпускаемых специалистов без релевантного опыта. Кандидатов под наши растущие задачи всегда не хватает. Любая специализация должна строиться на прочном фундаменте теоретических основ ИТ-технологий и проектной деятельности.


Для работы в проектах нужны специалисты - как минимум крепкие уверенные юниоры, а на ИТ-вакансии зачастую откликаются те, кто получил специальность на многочисленных ИТ-курсах без опыта в реальных проектах, да и сами курсы не всегда качественные. Очевидно, что большое количество очных и дистанционных курсов не могут заменить классическое ИТ-образование, а ВУЗы на текущий момент не в состоянии закрыть потребности рынка в качественных ИТ-специалистах. Как следствие, работодателям приходится помимо основной деятельности вовлекаться в подготовку специалистов нужного уровня.

Таким образом в ВУЗе закладывается фундамент теоретических основ ИТ-технологий, а у нас студенты овладевают практическими навыками работы с новейшим ПО согласно тематике, решают реальные проектные задачи, видят результат своей работы и потенциал трудоустройства. Мы же получаем перспективных проверенных кандидатов, а не «кота в мешке».

Как потребности в людях изменились после 2022 года? Топ-5 наиболее важных сейчас для развития отечественного ИТ-рынка специальностей.

За два года не наблюдала особых различий в потребностях нашей компании по ИТ-специализации специалистов. Как и год назад, самый большой дефицит кадров компания «Интерпроком» испытывает в области проектирования и разработки прикладного программного обеспечения, так же у нас остаются востребованными менеджеры по проектам, системные аналитики, ИТ-архитекторы, системные инженеры, системные администраторы. И если по специализации изменений нет, то количество вакансий по каждой из позиции существенно возросло и идет активный поиск. Следует отметить, что в этом году фокус требований к кандидатам все больше смещается с иностранного в сторону знания опенсорсного и отечественного программного обеспечения, в частности СУБД Postgres Pro, Tantor, WildFly, Node, ОС Astra Linux, РЕД ОС.

Если говорить про развитие отечественного ИТ-рынка, то нужны все специалисты и побольше. Согласно мировым трендам и стратегии цифрового развития России, к числу важных для отечественного рынка специальностей можно отнести аналитиков по информационной безопасности, специалистов по работе с большими данным, в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Наблюдается рост спроса на специалистов по модным нейросетям, например ChatGPT, Yandex GPT, SistemmaGPT, ChatSonic, а так же на дизайнеров и разработчиков дополненной и виртуальной реальности.

Какие новые подходы в ИТ-образовании появились, подготовка по каким новым специальностям началась? Топ-5 ИТ-специальностей, по которым ведется наиболее массовая подготовка.

IT-индустрия считается одним из самых стремительно развивающихся направлений. В связи с этим необходимо, с одной стороны, динамично повышать уровень знаний и развивать свои навыки, с дугой стороны, ИТ-курсы имеют тенденцию быстро устаревать, зачастую даже в процессе разработки.

Поскольку скорость в этой ситуации имеет большое значение, то существенная часть айтишников стремится получать знания на курсах, отдавая предпочтение онлайн-обучению, и спрос рождает предложение. Количество курсов постоянно растет, при этом поставщики обучающего контента ищут возможности его оперативной актуализации. И здесь на помощь уже сегодня приходят ИИ и нейросети, которым можно поручить как минимум часть подготовительных задач, чтобы ускорить процесс создания образовательных продуктов.

В своей компании для трансформации дискретного процесса обучения в непрерывный мы активно используем помимо традиционных подходов модели «самообучающейся организации» и максимально встраиваем процесс обучения в рабочие процессы. В ее основе лежит нативный обмен знаниями в профессиональных сообществах с инструментарием, аналогичным соцсетям. Например, новые сотрудники могут не только оперативно войти в курс дела, познакомиться и выстроить связи с экспертами компании, но и вносить свой вклад в копилку знаний, а одобрение коллег становится отличной мотивацией.

В рамках трансформации программ обучения в вузах хотелось бы отметить инициативу по проектному обучению. Например, в Государственном университете управления с первого курса студенты делятся на команды для реализации проекта и выполняют его в течение нескольких семестров. Компания «Интерпроком» не только выступает в качестве заказчиков таких проектов, а ее специалисты активно принимают участие в качестве менторов и наставников. Наши специалисты предлагают студентам прикладные практически значимые темы, например, интеграция сервиса управления проектом с чат-ботом и системой контроля версий, разработка универсального модуля отчетности на базе импортонезависимого ПО и другие. Данная инициатива способствует как формированию цифровых и предпринимательских компетенций у обучающихся, так и навыков, необходимых для продуктового и рыночного продвижения проектов.

Если говорить про массовую подготовку ИТ-специалистов, то на рынке большое предложение для подготовки разработчиков мобильных и веб-приложений, веб-дизайнеров и DevOps-инженеров, программистов на Java и Python, системных администраторов Linux. Следует отметит, что ряд этих курсов имеет очень низкий входной порог в ИТ и поэтому пользуется популярностью, но это влечет и высокую конкуренцию, а другая часть курсов требует выстраивания долгосрочной «дорожной карты» вхождения в профессию, чтобы быть востребованным профессионалом. Важно, чтобы обучение было не просто массовым, но и качественным.

Ваши ожидания относительно развития ситуации с обучением ИТ-специалистов.

Не стоит настраиваться на быстрые перемены в короткой перспективе, тем более за месяцы. Быстро можно только перекупить уже готового специалиста, а подготовка кадров требует продуманного взвешенного подхода с долгосрочным горизонтом планирования. ВУЗам и коммерческим поставщикам обучающего контента необходимо постоянно повышать его качество, привлекать к процессу обучения экспертов с опытом работы, чутко прислушиваться к потребностям работодателей и прогнозам рекрутинговых агентств. Работодателям следует стремиться к разумному балансу найма специалистов с высокой квалификацией и воспитанию кадров со студенческой скамьи, комбинируя наставничество внутри компании и инвестиции в обучение и повышение квалификации. Опыт показывает высокую жизнеспособность инициатив интернатуры и так называемого «раннего рекрутинга», когда компании предоставляют возможность одаренным школьникам и студентам ещё в период обучения получать профессиональный опыт по специальности, привлекая их к работе в реальных проектах.


Полная версия Обзора ICT-online с комментариями экспертов ИТ-компаний: https://ict-online.ru/analytics/Obucheniye-IT-sotrudnikov-Vostrebovannyye-spetsialisty-aktual-nyye-m...


	
			
Поделиться ссылкой: