Обучение: очное vs дистанционное? Перспективные модели «школы будущего»


Обучение: очное vs дистанционное? Перспективные модели «школы будущего»

В связи с пандемией ученики и студенты страны массово перешли на дистанционное обучение. Какие меры, принятые весной 2020 года, оказались успешными и, напротив, повторения чего крайне нежелательно допускать? Что нужно для качественного образования в онлайне? А что эффективно только в стенах традиционной школы, какими бы совершенными ни были технологии? У ИТ-компаний опыт дистанционного обучения для своих сотрудников наработан давно – им и слово. За виртуальным круглым столом ICT-Online.ru в канун Дня знаний собрались представители компаний ЭОС, STEP LOGIC, Angara, «Сетевая Академия ЛАНИТ», Treolan, РДТЕХ, FTS Russia, Softline, «Интерпроком», ICL Services и ФОРС.
Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова

Можно ли, на ваш взгляд, вывести несколько правил, которые будут действовать для успешного онлайн-обучения независимо от возраста участников образовательного процесса, учебной программы и других факторов?

Успешным онлайн-обучение можно назвать, когда оно проходит без технических помех, в правильном и удобном формате, с использованием современных методологий и подходов, с интересным контентом, от которого учащимся не хочется отрываться. Совокупность этих основных факторов позволяет слушателям получать и усваивать знания в полном объеме, что и является одной из главных задач обучения.

С точки зрения технологической оснащенности для успешного онлайн-обучения должны выполняться все основные требования, предъявляемые к любой ИТ-системе: обеспечить непрерывность процесса, устойчивость к нагрузкам, масштабируемость и безопасность и далее по списку. При этом необходимо минимизировать требования к программному обеспечению и «железу» на стороне слушателей, обеспечить доступ через браузер и мобильные устройства и приложения. При этом важно определиться какие системы наилучшим образом соответствуют задачам обучения. Поскольку разным форматам обучения соответствуют разные технологии. Например, для переноса в онлайн лекций, совещаний, школьных уроков, зачастую достаточно видео-конференций. Просто, быстро удобно. Мы используем свой собственный продукт «Цифровой офис «ВОЛНА». Для проведения дистанционного обучения на основе курсов с элементами тестирования чаще всего используют специализированные платформы LMS (Learning Management Systems), на базе которых создаются эти курсы. И здесь необходимо заранее разработать курсы, тесты, подобрать иллюстративный материал, проработать последовательность действий и многие другие аспекты, что требует значительного времени и средств, привлечение ряда специалистов, включая по UI/UХ. Системы такого класса нам предоставляют вендоры для обучения наших сотрудников новым продуктам и технологиям, специфике продаж. А проведение практических лабораторных работ через интернет – это отдельная сложная история, которую не для всех предметных областей можно реализовать, и чаще всего требуется заказная разработка с использованием облачных сред.

С точки зрения учебного процесса - дистанционное обучение подчиняется всем правилам очного обучения. И в его основе так же лежат методология обучения и желание слушателей учиться. Если при очном обучении преподаватель может четко контролировать поведение слушателей, даже если они прячутся за спины товарищей или прикрывают смартфон рукой, то в онлайне слушатель может отключить звук и слушать музыку, поставить статичную картинку и вообще отойти от компьютера и заниматься своими делами. Другими словами в онлайне функции внешнего контроля со стороны преподавателя все больше смещаются в сторону самих слушателей. Необходимо перестраиваться и формировать другую культуру поведения. Перевод из категории «пуш-проталкивания» в «пулл-вытягивание», когда знания не впихивают насильно, а слушатель сам стремится получить как можно больше знаний. Таким образом дистанционное обучение становится еще одним элементом формирования самостоятельной ответственной личности.

Каким категориям обучающихся весной 2020 года было проще всего перейти на дистанционку? Что еще можно улучшить для них? А кому пришлось тяжелее всего? Что можно сделать учебным заведениям и семьям для того, чтоб в будущем эти проблемы не повторялись?

В силу специфики своей работы без проблем вписались в новую реальность ИТ-компании. Они не только сами быстро перешли на удаленку, но и активно помогали своим заказчикам. Например, компания «Интерпроком» помогла РАН впервые провести общее собрание в цифровом формате. Что касается перехода школ и ВУЗов в онлайн, это была экстренная мера, и как показал опыт, не все оказались готовы к такой кардинальной перестройке в силу объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов.

Как вы оцениваете готовность государства, образовательных госструктур к дистанционному образованию, степень участия регуляторов в решении связанных с ним проблем?

В условиях пандемии и экстренного перехода школ на онлайн-обучение Министерство просвещения организовало горячие линии по вопросам работы в формате дистанционного обучения для директоров школ, методическую поддержку учителей, родителей, людей с ограниченными возможностями здоровья, был создан образовательный телеканал «Моя школа в online», проект «Российская электронная школа» и ряд других инициатив. Поддержка такого уровня возможна только при использовании масштабных государственных ресурсов.

Министерством науки и высшего образования РФ был открыт Ситуационный центр Министерства и заработала «горячая линия». Для устранения сложностей, с которыми столкнулись ВУЗы страны, планируется разработать и включить соответствующие мероприятия в программу дальнейшего развития системы высшего образования. Решение задач такого масштаба возможно только при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и тесном взаимодействии с сильными индустриальными партнерами.

Помимо технологических аспектов важен ответственный подход со стороны учебных заведений. Нужно не только разработать, но и соблюдать четкие требования к цифровому образовательному контенту и оценке полученных знаний, которые должны соответствовать государственным образовательным стандартам.

Как вы считаете, в каком соотношении образование ближайшего будущего могло бы сочетать в себе очные и дистанционные технологии? На каких участках «дистант» вполне может заменить традиционную образовательную систему, а на каких - нет? Школа будущего - какой она может быть?

Несмотря на то, что дальнейшее развитие цифровой образовательной среды открывает для всех участников новые возможности, есть ряд образовательных процессов, не поддающихся переносу в онлайн-формат. Учебное заведение будущего должны максимально развивать навыки гибкой адаптации к современным условиям труда. Поэтому школа будущего – это многоцелевое пространство и высокая культура самосознания и самомотивации, чтобы ставить цели и добиваться результата, эффективно варьировать свое свободное время, личные потребности и обучение. Учебное заведение должно предоставлять возможность учиться в аудитории, которая организована по принципу открытых рабочих пространств «open space» и разделяемых рабочих мест «share-desk», в удаленном и мобильном режиме с любого персонального устройства. С использованием инструментов для эффективной работы в команде.


Источник: ict-online.ru/analytics/a185941/

Поделиться ссылкой:

Другие Новости: