Итоги 2022 года для отечественного рынка СЭД/ЕСМ: тренды, технологии, прогнозы.

Ускорение темпов эволюционного развития и активное замещение иностранных систем, рост востребованности электронных архивов и возрастающая роль инструментов ИИ, взаимное проникновение СЭД, CRM, BPM и движение в сторону CSP – какие еще тенденции стали ключевыми в 2022 году для российского рынка СЭД/ЕСМ? Как пережили этот непростой год отечественные разработчики и поставщики СЭД/ЕСМ, что они ждут от наступившего 2023-го? Своим мнением за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru делится Вячеслав Валышкин, руководитель отдела разработки СЭД компании «Интерпроком».

Вячеслав Валышкин

Руководитель отдела разработки СЭД компании «Интерпроком» Вячеслав Валышкин

Каким стал 2022 год для отечественного рынка СЭД/ЕСМ? Какие основные изменения (как положительные, так и отрицательные) произошли на нем?

Обмен документами является неотъемлемой частью любого бизнес-процесса, и их цифровизация обуславливает высокую востребованность и неуклонный рост спроса на системы электронного документооборота уже многие годы. На мой взгляд, вектор развития СЭД в общем и целом в 2022 году не очень отличался от других бизнес-решений в плане активного развития и внедрения новых ИТ-технологий, в стремлении к максимальному упрощению и удобству для пользователей, внедрению современных инструментов для автоматизации рутинных функций и повышения эффективной работы пользователей.

Импортозамещение, конечно, тоже не могло не затронуть системы СЭД. Особенно остро этот вопрос встал в госсекторе. В сложившейся ситуации внешнего санкционного давления, которая масштабно затронула нашу ИТ-отрасль, системы для построения СЭД не стали исключением. Важным и трудоемким аспектом для компаний стала миграция моделей, процессов и документов. Для ускорения перехода на отечественные системы СЭД и для минимизации затрат ряд организаций выбирал облачные решения.

С момента появления систем электронного документооборота компании и организации внедряли их по своей инициативе добровольно. Однако государство с каждым годом расширяет перечень областей работы, в которых электронный документооборот или ЭДО становится требованием, особенно при взаимодействии бизнеса и государства. Например, в 2022 году бухгалтерскую отчетность должны сдавать в электронном виде практически все компании, которые обязаны вести бухучет. В электронном виде сдают и налоговую отчетность, и доля электронных документов должна ежегодно увеличиваться как минимум на 20 %. Расширился список компаний, которые обязаны представлять в электронном виде сведения в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Как отразились события года на бизнесе, структуре, кадровом потенциале отечественных разработчиков и поставщиков СЭД/ЕСМ? С каким багажом вы и коллеги по рынку вошли в 2023 год?

Несомненно, 2022 год был чрезвычайно сложным для всей ИТ-отрасли. По предварительным оценкам, структура бизнеса компании «Интерпроком» заметно сместилась в сторону увеличения доли проектов по импортозамещению и новых проектов на базе отечественного и опенсорсного ПО. При этом важна правильная стратегия и внимание к деталям. Например, есть отечественная СЭД/ЕСМ, где толстый клиент для пользователей работает под Windows, а полноценного веб-клиента нет, тогда импортозаместить ОС может быть очень проблематично. При этом функционал таких версий не должен уступать десктопным и обеспечивать возможность мобильной работы онлайн и оффлайн.

Хотелось бы отметить, что СЭД «ЭСКАДО» и «СУПеР» от компании «Интерпроком» работают через веб-клиента и мобильные приложения. Потенциал СЭД в 2023 году просматривается хороший, главное – правильно расставить приоритеты и сконцентрировать усилия и ресурсы в наиболее перспективных направлениях.

Как менялись сами СЭД/ЕСМ, с чем эти изменения были связаны?

СЭД постоянно обрастает новыми возможностями, трансформируясь и обретая новые очертания. Все больше происходит взаимное проникновение СЭД, CRM, BPM. В качестве еще одного из интересных трендов отметил бы востребованность кадрового электронного документооборота, который активно используется для обмена информацией по различным вопросам трудовых отношений между сотрудником и работодателем. Спрос на него значительно вырос, особенно в условиях удаленной работы.

В связи с большим объемом документов у пользователей, например, появляется потребность в умном поиске и автоматическом распределении документов по категориям. Здесь на помощь СЭД все чаще приходит ИИ, который помогает исключить ошибки, связанные с человеческим фактором, уменьшает трудозатраты и снижает издержки. Возрастает использование чат-ботов. Удобство работы пользователей требует от разработчиков еще более внимательного отношения к UI и UX. Пользователи хотят иметь возможность для самостоятельной модификации, настройки и более быстрой адаптации СЭД под свои потребности, а для этого им нужны Low-Code инструменты. Тема не новая, но становится все более актуальной.


Полная версия Обзора ICT-online с комментариями экспертов ИТ-компаний: https://ecm.ict-online.ru/analytics/a221389


	
			
Поделиться ссылкой: