ИТ-ответ вирусу. COVID-Tech, опыт отечественных компаний


ИТ-ответ вирусу. COVID-Tech, опыт отечественных компаний

ИТ-компании оказались в числе первых, кто сориентировался в этой новой для всего мира реальности коронавируса. «Антиковидные» продукты и решения начали объединять термином COVID-Tech. ИТ-директор компании "Интерпроком" Олег Слядников вместе с экспертами отечественных ИТ-компаний за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru делится опытом о том, какие из "антиковидных" технологий оказались самыми эффективными и какова их судьба в «постковидную эпоху».
slyadnikov_1612350994.jpg
ИТ-директор компании «Интерпроком»
Олег Слядников

Как быстро COVID-Tech увидели свет? Перешли ли в разряд таковых ранее существовавшие продукты, «перепрофилированные» под новые вызовы, или они преимущественно все же потребовали доработок?

Во время пандемии ИТ-технологии стали играть роль первой скрипки в сохранении возможности функционирования предприятий во время строгих мер изоляций и карантина. И в условиях новой реальности гибридной формы работы эти технологии будут иметь длительное действие. COVID-технологии можно очень условно поделить на две категории: широкого охвата и специализированные.

Первая партия «антиковидных» ИТ-технологий, которая просто перешла в этот разряд, имеет широкий охват и относится к организации удаленной работы на карантине и самоизоляции. Она появилась достаточно быстро, рояль стоял в кустах. Компания «Интерпроком», как и большая часть российских ИТ-компаний, уже давно обкатали удаленную работу в технологическом и организационном плане, поэтому инструменты коллективной онлайн-работы, дистанционного обучения, обеспечения безопасной работы с домашних персональных устройств (BYOD) были уже под рукой.

Очень оперативно были адаптированы к ковидной тематике аналитические платформы и системы ИИ, созданы новые модели для сбора, обработки, анализа данных о COVID-19 и динамических дашбордов для обеспечения контроля за распространением пандемии, а так же использование чат-ботов и виртуальных ассистентов для отработки шквала вопросов населения. Нашли применение RFID-метки для создания пропусков, видеонаблюдение и GIS-системы для контроля за перемещением нарушителей карантина.

После частичного послабления карантинных мер встал вопрос обеспечить безопасность здоровья сотрудников при нахождении в рабочих пространствах в условиях пандемии. Некоторые вендоры оперативно перепрофилировали взяли свои решения под новую специфику. Например, компания IBM предложила набор продуктов, объединив в рамках IBM Watson Works решения на основе IBM Maximo, IBM Tririga, IBM Watson Assistant и другие решения с использованием ИИ для управления рисками при возвращении на рабочие места в условиях COVID-19 и гибридного формата работы.

При этом были разработаны новые приложения и сервисы учетом научной и медицинской специфики, потребностей вирусологов, работы с населением. Это, к примеру, мониторинг социального дистанцирования, госуслуги «стопкоронавирус», электронные больничные, обработка результатов анализов и течения болезни, системы поддержки медицинских исследований и обмена знаниями в глобальном масштабе.

Какие, в целом, технологии и какого рода продукты оказались самыми «антиковидными»? Были ли такие, от которых ожидался большой эффект, но они не «выстрелили»? А те, на которые не было изначально высокой ставки, но по факту они сыграли важную роль, и их популярность за 2020 год повысилась?

Самыми «антиковидными» в борьбе с пандемией были, на мой взгляд, специализированные решения, которые помогли ученым в кратчайший срок создать эффективные вакцины. А самыми востребованными стали ИТ-технологии для организации эффективной работы в условиях карантина и самоизоляции, поскольку затронули все работающее население, студентов и школьников.

Джентельменский набор антиковидных инструментов для удаленки составили: электронная почта, онлайн-чаты для мгновенного обмена сообщениями, видеоконференции, СЭД, цифровые офисы для совместной работы, антивирусы, VPN, системы для удаленной регистрации устройств пользователей, установки и патчинга ПО, мониторинга и контроля, сервисы технической поддержки. Это ПО можно установить как в своем ИТ-контуре, так и подключить из облака.

Поскольку действовать надо было быстро, то ряд организаций обратился к бесплатным зарубежным облачным сервисам. Многие потом пожалели об этом решении, столкнувшись с проблемами ИТ-безопасности, отсутствием каналов технической поддержки. Однако производители ПО постарались быстро решить данную проблему, и этот сегмент решений показал существенный рост продаж.

Вообще, можно ли говорить о том, что Covid-Tech изменили отечественный ИТ-рынок?

Можно сказать, что COVID ускорил цифровизацию во всех отраслях, и особенно в медицине и образовании. А современные ИТ-технологии продемонстрировали высокий уровень развития и доказали свою состоятельность решать сложнейшие задачи в кратчайшие сроки.

Будут ли дальше развиваться COVID-Tech и в каких направлениях? То, что уже сделано - в каких еще сферах может быть использовано?

Конечно, многие COVID-технологии будут продолжать развиваться в медицине и здравоохранении, научных исследованиях, образовании. Одно из дальнейших направлений развития мне видится в плоскости виртуальной реальности. А наработанный во время пандемии опыт и технологии могут пригодиться так же при массовых угрозах физической безопасности, таких как стихийные бедствия, экологические катастрофы, в борьбе с терроризмом и так далее.


Полную версию публикации можно найти на сайте: https://ict-online.ru/analytics/a193838/

Поделиться ссылкой:

Другие Новости: