ИТ-грамоте учиться - всегда пригодится

Практически любой сотрудник сейчас должен обладать ИТ-навыками. На вопросы об актуальных тенденциях, проблемах и перспективах ИТ-образования за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru отвечает
Анна Терехова, доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком».

Версия материала с ответами всех участников виртуального круглого стола на сайте:
https://ict-online.ru/analytics/a208396/
disipc_1598947607.jpg
Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ,
директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова

– Анна, расскажите об основных трендах корпоративного ИТ-образования. Чему сейчас компании учат ИТ-специалистов?

– Во главу угла корпоративного обучения ставятся цели и задачи компаний, на основе которых оценивается потребность в развитии тех или иных компетенций, осуществляется перспективное планирование профессионального роста и развития карьеры каждого отдельного сотрудника.

Один из основных трендов корпоративного ИТ-образования сейчас, как и любого другого – переход в онлайн. Оценка эффективности и результативности такого перехода зависит от многих факторов. Например, проведение лекций сильно отличается от проведения практических занятий. Для организации процесса в онлайн используются различные инструменты, от тик-тока, видеоконференций и вебинаров до сложных систем управления обучением, так называемых Learning Management Systems с созданием полноценных учебных курсов. В этом случае электронный учебный курс будет включать не только теоретический материал, но и выполнение практических заданий, тесты для оценки уровня знаний и широкий спектр других возможностей.

Однако, корпоративное обучение не ограничивается только курсами, размещением в базах данных инструкций и учебников для самостоятельного обучения. Недостаточно просто накачивать знаниями отдельных сотрудников, необходимо организовать постоянный обмен знаниями и опытом, чтобы обеспечить их сохранение внутри компании. Поэтому одним из устойчивых трендов сейчас является использование модели «самообучающейся организации», когда процесс обучения максимально встраивается в рабочие процессы компании и из дискретного трансформируется в непрерывный. В частности, для мотивации добровольного обмена знаниями используются профессиональные сообщества с инструментарием, аналогичным соцсетям, включая лайки, комментарии, wiki, голосования и многое другое, когда одним из главных мотиваторов является признание и поддержка экспертов. Такой подход позволяет выявлять таланты и специалистов с хорошими лидерскими качествами. Ещё одним важным результатом применения этой модели является возможность быстрой адаптации новых сотрудников с оперативной навигацией по информационным ресурсам, коллегам и признанным экспертам в нужной области.

«Интерпроком» предлагает сервисы для коллективной работы, которые позволяют выстраивать такую современную модель самообучающейся организации.

Стоит отметить, что возможности ИИ позволяют выстраивать модель, которую я бы назвала «интеллектуальный помощник» для быстрого выявления и навигации по источникам корпоративных экспертных знаний, от инструкций и курсов до специалистов компании по нужной тематике в текущий момент.

ИТ-обучение сегодня стало очень доступным на любой вкус и кошелек - от пользователей офисных приложений и систем уровня ERP до администрирования и разработки мобильных приложений и сложных прикладных решений. Обучение предлагают практически все: частные лица, вузы, коммерческие учебные центры, вендоры. Учат практически всему, что есть в ИТ – от системного администрирования и разработки до технологий Интернета вещей и искусственного интеллекта.

Наш опыт показывает, что основная нехватка ИТ-кадров во всей отрасли наблюдается в области разработки автоматизированных информационных систем и информационной безопасности. Мы ощущаем нехватку как аналитиков, постановщиков задач, так и программистов, и специалистов, умеющих настраивать под требования заказчика готовые программные продукты. Следовательно, и критическая потребность в обучении наблюдается именно здесь.

При этом хотелось бы отметить, что важна не только глубина погружения в отдельную технологию, но и широта охвата ИТ, умение видеть картину целиком.

И если до недавнего времени был спрос в основном на ИТ-специалистов по зарубежному ПО, то в свете происходящих событий и насущной потребности в импортозамещении необходимы специалисты, знающие российские продукты, и рынку ИТ-образования надо оперативно реагировать на изменения, которые имеют характер долгосрочного тренда.

– Сейчас ИТ-навыками должен обладать практически любой сотрудник. Однако реальный уровень цифровой грамотности персонала во многих организациях пока оставляет желать лучшего. Как научить всех работе в «цифре» и нужно ли это делать?

– Казалось бы, сегодня мало кто может провести хотя бы короткое время без смартфона или другого персонального устройства, но жить в виртуальном мире и внедрять цифровые технологии - не одно и то же. И здесь я бы разделила обучение пользователей и обучение профессиональных ИТ-специалистов.

Обучение пользователей обычно не очень продолжительное и занимает несколько дней, в то время как подготовка ИТ-специалистов, как аналитиков, так и разработчиков разных уровней квалификации, может занять месяцы и даже годы. Поэтому приходится оценивать риски и затраты. Зачастую компании предпочитают «перекупить» квалифицированного специалиста на рынке и сразу получить отдачу от его работы, или взять под проекты фрилансеров или аутсорсинговые компании, чем обучать своих сотрудников. Но в условиях дефицита кадров таковых можно не найти или они будут стоить так дорого, что будет просто не рентабельно.

При принятии решения, кого из сотрудников, чему и в каком объеме надо обучить, обычно руководствуются видением перспективы и стратегией развития компании. В текущем моменте ориентируются на запросы руководителей о необходимости повышения каких‑либо компетенций, которые, в свою очередь, знают возможности и потенциал своих специалистов, составляют с ними планы индивидуального профессионального развития и получают обратную связь от сотрудника.

– Компаниям не хватает ИТ-специалистов. Можно ли решить эту проблему с помощью учебных центров?

– Чтобы получить специалистов в области ИТ-технологий, а не просто уверенных пользователей, приходится прикладывать много усилий. Задача повышения квалификации ИТ-специалистов вполне может быть решена с помощью профильного обучения в учебных центрах и прохождения сертификации. Для подготовки специалистов с нуля компания «Интерпроком» идет по пути выстраивания более тесного сотрудничества с вузами. Например, мы плодотворно взаимодействуем с кафедрой информационных систем Института информационных систем Государственного университета управления. В 2018 году было подписано официальное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого «Интерпроком» проводит занятия для студентов ГУУ по дисциплине «Корпоративные информационные системы» и предоставляет им возможность прохождения практики в реальных проектах компании. Студенты получают как теоретические знания в области организации стандартных бизнес-процессов управления материальными активами предприятий и знакомятся с современными концепциями управления этими активами, так и возможность овладеть навыками работы с новейшим программным обеспечением по этой тематике. Во время стажировки они начинают решать пусть не очень большие, но реальные задачи, оценивая реальный результат своей работы, у них есть возможность выбрать направление дальнейшего профессионального развития - в качестве разработчика, интегратора, консультанта по внедрению или аналитика. Одновременно с этим мы отладили систему наставничества. В результате студенты получают опыт и возможное трудоустройство, а наша компания - перспективных кандидатов, а не кота в мешке.

– Многие люди за последние два года решили радикально сменить профессию и пойти в ИТ. Возможно ли с нуля стать айтишником и что для этого нужно?

– Для входа в ИТ-профессию, как и в любую другу, недостаточно только одного желания, необходим продуманный план действий по самостоятельному или корпоративному обучению в контексте потребностей рынка или конкретной компании. И, конечно, это большой труд. Если компании нужны ИТ-специалисты, и она готова вкладываться в перепрофилирование сотрудников, то на время обучения вы трудоустроены и финансово защищены, в помощь, скорее всего, будет выделен наставник, чтобы перенять практический опыт. Если компания не готова оказать поддержку, то разумно распределите свое свободное время и оцените возможности обучения после работы. Для людей, которые находятся в свободном плавании, при кардинальном перепрофилировании стоит заранее создать финансовую подушку безопасности на время обучения и поиска работы. Как и в любом деле, надо проявлять настойчивость, терпение и трудолюбие. Не стоит надеяться на чудо, дорогу осилит только идущий.

Хотелось бы обратить внимание на то, что ИТ-специалист сегодня просто не имеет права замыкаться на одной области знаний. Информационные технологии образуют сложную экосистему, и необходимо понимать общую картину устройства ИТ-мира. Фокусируясь на выполнении специализированной задачи, важно иметь целостный взгляд на ИТ-инфраструктуру «с высоты птичьего полета». Ни преподаватели, ни обучающиеся не должны забывать, что специализация должна строиться на прочном фундаменте теоретических основ ИТ-технологий и проектной деятельности.

– Как дальше будет развиваться ИТ-обучение?

– Здесь я бы говорила о двух направлениях: обучение ИТ-специалистов и «не ИТ-специалистов».

Сначала про обучение «не ИТ-специалистов». В связи с большим дефицитом разработчиков набирает обороты разработка low-code с минимальным использованием программирования. Используя эти инструменты, каждый пользователь может в интуитивно понятной среде разработки самостоятельно создавать приложения с нуля для повышения эффективности своей работы, оперируя формами, данными и процессами. Таким образом бизнес-пользователи становятся разработчиками нового поколения так называемого «гражданского программирования», а у профессиональных разработчиков появляется возможность сконцентрироваться на более сложных проектах, не отвлекаясь на многочисленные и зачастую очень специфические задачи отдельных бизнес-сотрудников. И перед теми, кто обучает и формирует программы обучения, стоит задача сформировать у таких не ИТ-специалистов не только новые знания и навыки, но и целостный взгляд на ИТ, понимание организации ИТ-процессов. Например, даже при небольшой разработке недостаточно только создать бизнес-приложение и протестировать, необходимо соответствовать принятым в компании ИТ-политикам, включая вопросы документирования, отслеживание версионности, организации сопровождения и многих других аспектов, чтобы не создавать хаос, а органично встраиваться в стройную ИТ-экосистему.

Для ИТ-специалистов обучение будет все больше расширяться и углубляться в область цифровых технологий согласно современным трендам – облака, Интернет вещей и большие данные, аналитика, искусственный интеллект и машинное обучение, информационная безопасность и программирование.


Источник: https://ict-online.ru/interview/i208403/
Обзор ICT-online "ИТ-образование": https://ict-online.ru/analytics/a208396/
Поделиться ссылкой: