«АКСИОМА» приводит бизнес-процессы ТОиР к единообразию
Какие результаты дает внедрение современных ТОиР-решений на предприятиях ТЭКа? Что происходит, когда предприятие переходит на единую систему? Как меняет цифровизация уже отрегулированные подходы? Есть ли нюансы в выборе генподрядчика и системы для цифровизации такого стратегически важного направления, как ТОиР? Об этом «ЭПР» рассказал Александр Цвирко, директор по развитию бизнеса «Интерпроком».

Александр Цвирко, директор по развитию бизнеса «Интерпроком»
— Александр, компания «Интерпроком» работает с несколькими предприятиями ТЭКа, из которых наиболее крупный проект развернут в Росэнергоатоме. С какой проблемой в области технического обслуживания и ремонта (ТОиР) чаще всего сталкиваются сетевые энергетические компании?
— Расскажу на своем примере то, с чем нам приходилось сталкиваться. Наиболее сложная проблема уходит корнями в историю, еще в советские времена, когда все станции — АЭС, ГЭС, ТЭС — были отдельными предприятиями, и каждое имело свое управление. Все они работали по отраслевым стандартам, но их внутренние правила и бизнес-процессы имели локальный характер.
Когда в 90-е годы началось объединение в госкорпорации и холдинги, возникла необходимость привести бизнес-процессы к единообразию, чтобы все действия на станциях конкретного холдинга совершались по общим правилам и схемам. Огромное разнообразие бизнес-процессов в области ТОиР — самая частая и сложная в решении задача, с которой мы сталкиваемся в работе с предприятиями ТЭКа. Требуется изучить стороны процесса и найти компромиссы, определить, какие бизнес-процессы можно масштабировать на всю группу, как наиболее эффективно внедрить на предприятиях.
— Вдобавок, наверное, масштаб предприятий и огромное количество оборудования добавляют трудностей?
— Да, это тоже серьезный вызов. Объем оборудования и их характеристик на подобных предприятиях исчисляется миллионами в базе данных и находится в разных информационных системах, а что-то даже в бумажных архивах. Сбор данных — это отдельная большая работа. Чаще всего выполнить ее поручают подрядчику, который в таком случае обследует все объекты, архивы, собирает данные, приводит их в порядок, паспортизирует, систематизирует и загружает в базу данных.
Когда реализуется проект внедрения системы управления ресурсами, то работа по сбору, систематизации и размещению в базе данных проводится несколько раз с учетом обновлений и изменений на разных этапах процесса. Финальная проверка и обновление базы данных производятся перед ее выходом в опытно-промышленную эксплуатацию.
— А если говорить непосредственно о внедрении цифровой системы ТОиР на предприятиях ТЭКа, какая проблема является самой болезненной?
— В настоящий момент это, конечно, импортозамещение всей архитектуры программно-аппаратного комплекса: и серверов, и операционной системы, и базы данных, и т.д… Чтобы отчитаться перед министерством об импортозамещении, недостаточно перейти только на отечественное решение в области ТОиР, надо полностью перейти на российский ПАК. Это долгий и сложный путь. И, кстати, важным критерием выбора генподрядчика в области ТОиР является не только совместимость его ПО с российским технологическим стеком, но и способность перевести предприятие масштабов ТЭКа на отечественный комплекс, чтобы в дальнейшем в режиме единого окна отвечать за техподдержку всей системы.
— Какие еще есть нюансы в выборе генподрядчика и системы для цифровизации такого стратегически важного направления, как ТОиР?
— Это действительно сложная задача, и ошибка может дорогого стоить.
Первое и самое главное — чтобы система, которую планируется внедрять, обладала необходимыми качествами как в части катастрофоустойчивости (в последнее время это особенно актуально), так и по количеству одновременно работающих пользователей. А их, как правило, тысячи, а в отдельных случаях десятки тысяч, ведь предприятия ТЭКа очень крупные, работают распределенно на всей территории страны и в разных часовых поясах круглосуточно.
Не менее важно найти надежного генподрядчика, который, кроме всех сертификаций, необходимых для обеспечения информационной безопасности, имеет большую и опытную команду профессионалов в области ТОиР. Наша команда одна из немногих, чьи специалисты много лет в профессии, реализовали несколько по-настоящему масштабных проектов, чем мы очень гордимся!
Наблюдается процесс удешевления и увеличения доступности ИИ-решений, что позволяет компаниям разрабатывать инновационные бизнес-модели и запускать новые интересные сервисы. Программисты все чаще прибегают к помощи ИИ, что ускоряет процесс написания кода, делает его более эффективным и помогает сократить количество ошибок по сравнению с традиционным «ручным» кодированием.
Хорошо, если у платформы или продукта есть партнерская сеть — это означает, что предлагаемое решение будет поддерживаемое, понятное и распространенное. То есть важно быть уверенным, что компания, предлагающая решение на 10–15 лет, все это время будет работать, оказывать техподдержку и развивать свои решения при необходимости.
Мы всегда готовы продемонстрировать потенциальным заказчикам успешное внедрение «Аксиомы» в реальных проектах.
Оптимальный вариант — если организация уже имеет проекты, реализованные в аналогичной отрасли, которые подтверждают ее опыт и экспертность. Это означает, что подрядчик будет говорить на одном языке с заказчиком и знать, что делать.
А еще лучше, если подрядчик может показать выполненную работу на практике: организовать референс-визит на предприятие, где уже используется система. Мы, например, всегда готовы продемонстрировать потенциальным заказчикам успешное внедрение «Аксиомы» в реальных проектах.
— У каждого предприятия есть годами отлаженные бизнес-процессы в ТОиР. Меняет ли цифровизация уже отрегулированные подходы?
— Она их может значительно оптимизировать. Самый простой и понятный пример: за счет внедрения цифровых подписей и переноса процесса согласования с бумажного в электронный вид можно сократить сроки согласования различных документов, в т. ч. допусков, заявок и т.п. В итоге это повлияет на ускорение целого ряда процессов и, как результат, сократит общее время ремонтных работ.
Бывает, что некоторые процессы приходится усложнять, как того требуют обновленные регламентирующие документы, выпускаемые, например, Ростехнадзором, потому что от этого зависит безопасность. А она на предприятиях ТЭКа — на первом месте.
Но чаще мы сталкиваемся с избыточными процессами, которые можно упростить. В таком случая наша команда, имеющая большой опыт, готова предложить варианты оптимизации без потери сути процесса и в соответствии требованиям безопасности. В результате повышается эффективность, растет прозрачность и контролируемость данных процессов.
Например, в РЖДстрой, где «Аксиома» введена в промышленную эксплуатацию еще в 2023 году, принятие решения по поставке материалов для СМР сократилось с 14 до 4 рабочих дней.
— Вы упомянули, что у предприятий могут быть свои локальные информационные системы, которые частично закрывают задачи платформы ТОиР. Что происходит с ними, когда предприятие все-таки переходит на единую систему?
— Мы с пониманием относимся к привычке работать со старыми системами. У нас нет задачи внедрить продукт, который будет вызывать неприятие персонала. Поэтому мы внимательно изучаем возможности и функционал старых систем и при необходимости реализуем его на «Аксиоме». В итоге мы получаем единую систему с оптимизированными бизнес-процессами, но также обогащенную привычным функционалом. Старые локальные системы выводятся в архив.
— Действительно, переход на новую цифровую систему — это стресс для команды. Решение проблемы «управления изменениями» лежит на вас или на менеджменте заказчика?
— Каждый заказчик выбирает свой путь. Кто-то привлекает к обучению только ключевых пользователей, которые потом передают знания всем остальным. Но самый, наверное, надежный и в то же время непростой для всех сторон сценарий — это полноценное очное обучение работе с платформой всего персонала, который обеспечивает ТОиР. В «Интерпроком» мы начали развивать отдельное направление и сейчас планируем открытие собственного Центра обучения, потому что есть запрос на методичную подготовку пользователей по нашей системе.
— А онлайн-обучение?
— Есть и такая форма, но не всем заказчикам она нравится. Они предпочитают, чтобы их студент мог лично задать вопрос преподавателю и получить конкретный ответ с демонстрацией решения на интерфейсе платформы.
— Есть ли какие-то особые запросы, связанные с формой или содержанием системы?
— Цифровая система ТОиР — это тяжелая промышленная система, которая в использовании обычно редко удобна. Частый запрос у пользователей таких систем — это дружелюбность интерфейса.
Обновление платформы «Аксиома», которое произошло в 2024 году, касалось в том числе и удобства пользователей. Например, мы переработали и облегчили меню. Усилили настройку персональных ролевых моделей для групп пользователей, которые могут теперь максимально использовать необходимую им информацию. То есть пользователь не получает лишних таблиц и данных, но при этом имеет всю необходимую ему информацию. Мы с вниманием относимся к обратной связи от пользователей нашей системы и учитываем их пожелания при обновлениях.
Полная версия интервью: www.eprussia.ru