Автоматизация обучения

Автоматизация обучения делает образовательный процесс более удобным для всех его участников. В сегодняшних условиях она становится естественным шагом для компании, способом освободить ценное время ее сотрудников и избавиться от рутинных действий. Вопрос уже не в том, можно ли без нее обойтись, а в том, что и как автоматизировать, чтобы образование было качественным. Своим мнением за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru делится Анна Терехова, директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ.

Анна Терехова

Директор проектов компании «Интерпроком», доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ Анна Терехова.

Почему стало важным автоматизировать процесс обучения, какие новые возможности это открывает? Можно ли обойтись совсем без такой автоматизации и в каких случаях?

В контексте образования автоматизация предполагает выполнение функций учебного процесса с использованием современных технологий, освобождая больше времени преподавателей для качественного преподавания и обучения и помогая студентам оптимизировать свое время, чтобы сосредоточиться на достижении академических и учебных целей.

Необходимость автоматизации в обучении обусловлена теми же причинами, что и автоматизация любых процессов - замена рутинных и трудоемких операций и задач, повышение производительности, сокращение временных и стоимостных затрат, повышение качества работы. И вопрос скорее не в том, можно ли совсем обойтись без автоматизации, а в том, что и как автоматизировать, чтобы образование было качественным, и его оснащенность соответствовала лучшим современным требованиям и стандартам обучения.

Расскажите о наиболее интересных и востребованных технологиях и инструментах автоматизации обучения.

Традиционными объектами автоматизации являются такие процессы, как документооборот, контроль посещаемости, выставление оценок, создание расписаний и т. д., которые достаточно просто можно создавать сегодня без особых познаний в программировании на основе no-code платформ. Достаточно широкое распространение получили системы управления обучением (LMS - Learning Management Systems), которые возникли из концепции электронного обучения e-Learning. Они представляют собой своеобразный командный центр управления преподавателя для организации программ обучения и развития, учебных материалов и ресурсов, заданий, тестов и контроля сроков выполнения, для администрирования, документирования и отчетности.

К числу современных трендов можно отнести использование технологий ИИ. Искусственный интеллект (ИИ) имеет сегодня большой потенциал для внедрения в сфере образования инновационных методов преподавания и обучения.

Использование роботизированной автоматизации процессов (RPA - Robotic Process Automation) или так называемых программных роботов для оптимизации таких задач, как обработка заявок на курс, сервисы обслуживания студентов, финансовые услуги и ведение документации, позволяет сотрудникам и преподавателям сосредоточиться на учебном процессе, а не административных вопросах.

Генеративный ИИ в образовании может помочь в создании контента, тестов и контрольных преподавателем, облегчая рабочую нагрузку и позволяя сосредоточиться на таком важном аспекте, как работа с учащимися, чтобы вдохновлять, направлять и конвертировать обучение в знания.

С помощью технологии искусственного интеллекта анализ учебных материалов может стать более простым, эффективным и интерактивным. Больше не нужно листать бесчисленные страницы или искать ответы в Интернете. Просто задавая вопросы по теме, вы получаете быстрые и точные ответы. Эта передовая технология обеспечивает простой и эффективный способ просмотра и сохранения информации, что делает ее новым рубежом в обучении. ИИ поможет студенту быстрее адаптироваться к процессу обучения и получить ответы на различные организационные вопросы.

Если еще недавно многие практические занятия относились к разряду очного обучения, то сегодня технологии дополненной реальности позволяют создавать обучающие тренажеры не только для пилотов, но технических специалистов различных специальностей, и даже хирургов.

Помощники ИИ позволяют специалистам по ремонту оборудования проводить сложные работы, даже если они столкнулись с ними в первый раз. ИИ помощник найдет необходимый видео-контент, инструкции и посоветует, к какому эксперту обратиться за консультацией.



Приведите, пожалуйста, примеры таких проектов - из практики вашей компании, ваших клиентов, коллег по рынку.

Одним из примеров автоматизации процесса обучения и подготовки высококачественного обучающего контента в частности может быть открытие в Государственном университете управления в феврале этого года Центра цифрового образовательного контента «Медиацентр ГУУ» с возможности видеопродакшена полного цикла. «Медиацентр ГУУ» - это большая, современная, многофункциональная техническая площадка для решения преподавателями и студентами творческих задач любой сложности. Он оснащен современной техникой и профессиональным оборудованием – всем необходимым для комфортной и результативной работы, а команда профессионалов всегда готова оказать помощь и поддержку в реализации самых смелых проектов. Невозможно обойти вниманием онлайн-обучение. Для поддержки гибридного формата обучения в ГУУ используется LMS собственной разработки, которая поддерживает как очный, так и дистанционный форматы обучения, и помогает автоматизировать большинство рутинных процессов - от разработки контента до проверки знаний.

В компании «Интерпроком» для трансформации дискретного процесса обучения в непрерывный мы активно используем помимо традиционных подходов модель «самообучающейся организации» и максимально встраиваем процесс обучения в рабочие процессы. В основе этой модели лежит нативный обмен знаниями в профессиональных цифровых сообществах с инструментарием, аналогичным соцсетям. Например, новые сотрудники могут не только оперативно войти в курс дела, познакомиться и выстроить связи с экспертами компании, но и вносить свой вклад в копилку знаний, а одобрение коллег становится отличной мотивацией.

Какие еще участки образовательной деятельности могут быть автоматизированы в ближайшем будущем, для чего это нужно?

ИИ смещает акцент в образовании с передачи знаний на их создание и с группового обучения на индивидуальное персонализированное - в соответствии с потребностями каждого учащегося, его особым интересом, предпочтениями и скоростью усвоения материала. При этом у ИИ многообещающие возможности для отслеживания индивидуального прогресса каждого студента и адаптивного обучения.

Идеально автоматизированный образовательный процесс – что это, какие компоненты он может включать?

Кто из студентов не мечтал получать знания во сне, чтобы проснувшись утром обладать полным объемом знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов – качественно, быстро, удобно, без особых усилий? Возможно, эта мечта может быть реализована в будущем с помощью ИИ, например, вживления устройства, наличие которого сделает его владельца экспертом в определенной области. Для смены профессии потребуется просто замена одного чипа на другой, а для повышения квалификации – просто обновление информации на устройстве. 


Полная версия Обзора ICT-online с комментариями экспертов других ИТ-компаний: https://ict-online.ru/analytics/Avtomatizatsiya-obucheniya-Tekhnologii-opyt-rossiiskikh-kompanii-kommentarii-ekspertov-IT-rynka-286850



	
			
Поделиться ссылкой: