Собственные разработки отечественных интеграторов: тренды, решения


Собственные разработки отечественных интеграторов: тренды, решения

Практически у каждого крупного отечественного интегратора в портфеле присутствуют не только партнерские, но и собственные решения. Этот тренд не новый, но сегодня в условиях импортозамещения он приобретает особое значение. Наличие собственных продуктов повышает статус игрока и его конкурентоспособность, а в ряде случаев становится условием выживания. Об этом за круглым столом ICT-Online.ru рассказал руководитель департамента разработки компании «Интерпроком» Максим Кольца

По каким причинам в портфеле системного интегратора появляются собственные разработки?

Кольца.jpgИдеальных продуктов на рынке не существует - это основная причина, почему у интегратора появляются собственные разработки. Неважно, фирменный ли это продукт или open source, факт в том, что что-то всегда отравляет жизнь интегратору и заказчику: или лицензии слишком дорогие, или внедрение дорого, или функциональных возможностей недостаточно, а то, что есть, работает неустойчиво. А то и все сразу. Вот так у интегратора появляется необходимость прямо или косвенно «допиливать» решение под заказчика, сами собой заводятся разработчики, а вместе с ними и новые возможности и «соблазны». Хочется и порешать разные проблемы заказчика своими собственными «заплатками», а не фирменным продуктом, держа в голове благую цель - когда-нибудь вырастить из своих наработок полноценный рыночный продукт. И свои разработчики дают ощущение всемогущества. Если на рынке чего-то нет, или плохо сделано конкурентами, то интегратор берется сделать свое и даже лучше, чем было у всех.

Вообще причин может быть много. Например, заказчику не подошло ни одно из готовых решений на рынке, очень уж бизнес-процессы у него уникальные или идеи по трансформации инновационные - и отдел разработки системного интегратора принимается за работу. Или - разработали решение для заказчика и поняли, что можно допилить его до тиражируемого продукта, не нарушая конфиденциальность, придумали красивое название и вперед. Иногда аналитики могут увидеть на рынке новую зарождающуюся потребность с достаточным потенциалом объема продаж, и вот разработчики получили задание с бизнес-обоснованием на новый продукт.

Бывает и так: увидели перспективный продукт иностранного производства и решили сделать аналог не хуже их зарубежного образца. Или талантливый энергичный разработчик в свободное от работы время придумал бизнес-идею продукта, воодушевил всю команду, и они создали уникальный продукт на свой страх и риск и представили руководству, которое вдохновилось и отмерило порцию инвестиций для продвижения на рынке. Или просто решили воплотить в жизнь мечты или хобби руководства компании.

Повышает ли наличие собственных разработок статус интегратора, укрепляет ли его позиции и авторитет на рынке?

Однозначно повышает чувство собственной важности, и это неплохо. А единственная оценка со стороны рынка, которая имеет значение, - это цифра в строке «прибыль». И здесь важно, что многим заказчикам все чаще удобнее работать с интегратором не столько как квалифицированным посредником, который обладает глубокими знаниями длинного перечня ИТ-систем мировых вендоров, сколько как представителем разработчика, который полностью отвечает за свой собственный продукт. Импульс движению в сторону собственных разработок придает и стратегия импортозамещения на государственном уровне. Заказчики все активнее присматриваются к российским разработкам, а если растет спрос, то растет и предложение. «Интерпроком» уже продвинулся в этом направлении.

Опыт вашей компании: как давно появились собственные разработки, их названия, область применения.

У нашей компании накоплен большой опыт проектной разработки информационных систем, включая собственные коммерческие продукты под зарегистрированными торговыми марками «АКСИОМА» и «СУПеР», которые на сегодня включены в Единый реестр отечественного ПО. Это наши продукты, мы отвечаем перед клиентами как разработчики. В нашем активе есть собственная система «Регатаскоп» для обслуживания парусных регат, которая востребована как на отечественном, так и на международном рынке.

Компания «Интерпроком» объявила о получении Сертификата о регистрации кодов программного обеспечения для сопровождения спортивных мероприятий «Регатаскоп» за номером 6766578497, который был выдан Бюро по правам на интеллектуальную собственность (Intellectual Property Rights Office). Подробнее см. новость «Регатаскоп»: авторские права на код защищены в 172 странах мира».

В этом году мы создали ряд продуктов, которые решают конкретные задачи широкого спектра заказчиков и могут быть оперативно кастомизированы под их специфику, например, «Где курьер?» с привязкой к геолокации для оптимизации маршрута, экономии времени и более быстрой доставки клиенту. Или Production & Distribution Management для повышения точности и оперативности принятия управленческих решений при производстве и дистрибуции товаров широкого спроса.

В 2017 году было принято стратегическое решение по объединению разработчиков различных практик компании «Интерпроком» в одном департаменте разработки прикладного программного обеспечения, который возглавил я. Централизация ресурсов позволит реализовывать более масштабные проекты по разработке ПО, эффективнее распределять свои ресурсы и использовать гибкий agile-подход. Департамент занимается созданием стратегически перспективных программных продуктов, бизнес-решений, мобильных приложений, облачных сервисов, переработкой сложных ИТ-систем на основе микросервисной архитектуры.

Каким образом ваши собственные разработки соотносятся с продуктами партнеров, внедрением которых занимается ваша компания, есть ли здесь элемент конкуренции или они являются взаимно дополняющими?

Мы ежегодно оцениваем наши результаты сотрудничества с различными вендорами, следим за трендами и потребностями заказчиков, слияниями компаний, чтобы динамично реагировать на изменения рынка.

В большинстве проектов сотрудничество с партнерами дополняет наши собственные решения и сервисы. В любом случае мы всегда исходим из интересов заказчика, что позволяет нам выстраивать долгосрочные доверительные взаимоотношения как с нашими клиентами, так и с партнерами.

Подробнее про одно-два наиболее важных и популярных собственных решения.

Приведу в пример два аналитических решения нашей компании - новое и уже зарекомендовавшее себя. В июне этого года мы представили новинку Production & Distribution Management - решение для управления производством и дистрибуцией на основе аналитики служит для оперативного прогнозирования спроса, оптимизации планирования производства и анализа эффективности промоакций. Решение позволяет преобразовать данные бухгалтерского учета в управленческую отчетность с наглядной визуализацией в виде дашбордов, карт и диаграмм. Этим решением интересуются компании, которые занимаются производством и реализацией товаров по модели B2B. Они особенно остро нуждаются в анализе и прогнозировании продаж с учетом повторяющихся сезонных факторов и маркетинговых акций, и наш подход позволяет им наиболее точно оценить потребность в расширении или сокращении производства того или иного товара и избежать простоя оборудования, затоваривания склада и многих других издержек, снижающих прибыль.

Второе аналитическое решение - система для обслуживания регат в парусном спорте «Регатаскоп», которое мы совершенствуем с конца 2016 года. В тесном контакте с российскими и зарубежными яхт-клубами и тренерскими штабами наши специалисты уже значительно расширили функционал «Регатаскопа», улучшили визуализацию, добавили возможность использовать мобильные телефоны с геопозиционированием вместо специализированных датчиков GPS/ГЛОНАСС. Теперь в соревновании может использоваться несколько датчиков ветра. Также добавили дополнительные объекты, например, судейские лодки, чтобы было видно, как проходит судейство. Появилось мобильное приложение, были серьезно доработаны и усовершенствованы инструменты аналитики, сделали механизм вывода статистической информации для ТВ. Кроме того, запустили официальный сайт «Регатаскопа», получили сертификаты о регистрации программного обеспечения в Бюро по авторским правам Библиотеки Конгресса США и Бюро по правам на интеллектуальную собственность.

В результате «Регатаскоп» может уверенно претендовать на звание самой функциональной и продвинутой системы в своем классе. Система обслуживает и дает красивый визуальный ряд гонок не только на классических яхтах, но и на других парусных судах. Так, мы обслуживали соревнования по ледовому кайтингу и обеспечили организаторов мировых гонок на катамаранах World Match Racing Tour – Match Cup Russia своей системой. Видеотрансляции World Match Racing Tour чередовались 3D-моделями прохождения маршрута, созданными в «Регатаскопе». Кроме того, «Интерпроком» остается технологическим партнером «Национальной парусной лиги». Мы гордимся, что «Регатаскоп» стал первой российской 3D-трекинг-системой, которая была использована для сопровождения Чемпионата России в олимпийских классах яхт, гонок Национальной парусной лиги и Чемпионата мира ассоциации Megles 20. Продолжается сотрудничество с ассоциациями Open 800 и SB20. На сегодня наша система помогла сделать ярче и зрелищнее около 70 яхтенных мероприятий, причем как крупных спортивных соревнований, так и частных развлекательных мероприятий. И этот сегмент растет к нашему удовольствию и радости заказчиков.

Расскажите подробнее про один-два наиболее ярких проекта на базе собственных решений.

Я бы выделил два крупных проекта, которые интересны с точки зрения решаемых бизнес-задач и эффекта, который получил заказчик от внедрения бизнес-решений. К сожалению, не могу назвать заказчиков, поскольку есть соглашения о конфиденциальности. Один из проектов - в торговой сети федерального уровня. На базе нашего EAM-решения «АКСИОМА» мы создали централизованную систему управления магазинами как объектами по всему их жизненному циклу с акцентом на процессах развития сети, эксплуатации и ведения коммерческих отношений по площадям – как доходных, так и расходных. Подключили в контур управления самые дорогостоящие в эксплуатации объекты внутри магазина. Работы по наращиванию функционала продолжаются.

Второй пример - это идеальный кейс долгосрочного сотрудничества с заказчиком. Обновление функционала «ЭСКАДО» дало импульс для развития проекта у одного из наших первых заказчиков автоматизации документооборота - одной из крупнейших финансовых организаций СНГ с десятками территориально распределенных филиалов. Был расширен спектр автоматизированных бизнес-процессов, внедрен поиск документов по QR-коду и мобильный клиент. Сотрудничество продолжается, и это особенно приятно.

Ваше видение перспектив развития направления собственных разработок в вашей компании?

Мы продолжим инвестиции в развитие компетенций наших специалистов, чтобы создавать собственные уникальные продукты и решения. У нас есть долгосрочная стратегия по развитию департамента разработки прикладного ПО, которая предусматривает как разработку собственного программного обеспечения, так и развитие партнерских отношений по продвижению решений других российских компаний. Работа нашего департамента уже доказала, что доработка и разработка - это уникальность и прибыльность проекта, это то, что приносит компании деньги. И у нас большие и далеко идущие планы и проекты, импульс к развитию которых во многом был дан импортозамещением. Главное - open sourse сейчас востребован на рынке, а значит, будет все больше клиентов, которые захотят, чтобы решения «допилили» под них. И мы готовы помогать.


Оригинал материала находится по адресу: ict-online.ru/analytics/a160748/

Другие Мнение экспертов: