СЭД vs ЕСМ, ВРМ etc? Тенденции развития рынка


СЭД vs ЕСМ, ВРМ etc? Тенденции развития рынка

За последние несколько лет выход СЭД за рамки СЭД стал очевидным явлением. Эта тенденция не раз становилась темой конференций и профессиональных дискуссий, многие игроки отечественного рынка ориентируются на нее, развивая свои продукты. О том, какие функциональные изменения происходят в современных системах электронного документооборота, остаются ли они при этом СЭД или трансформируются в решения других классов, а также о том, в каких случаях уместнее те или иные решения для работы с контентом, читателям ECM.ICT-Online.ru рассказал Артем Андреев, руководитель практики СЭД компании «Интерпроком».
andreev_art_1561444623.jpg

Как вы считаете, останется ли СЭД именно СЭД в процессе «выхода за рамки СЭД»? И какой технологический (или иной) момент определяет эту принадлежность?

По-моему, на рынке уже не осталось чистых «именно СЭД». Во всех популярных системах есть модуль либо управления проектами, либо CRM, либо кейс-менеджмента, чтобы быстро дорабатывать процессы под СЭД, а это в той или иной мере BPM. Сейчас СЭД должна быть гибкой, пользователи должны иметь возможность менять формы, прописывать бизнес-процессы без использования кодирования. При этом если система поддерживает документооборот, ее нельзя исключать из списка СЭД. Этот функционал стал обыденностью, но он важен и служит основой для всей системы.

В каких случаях какие виды решений для работы с контентом уместнее? На каких участках СЭД незаменима, а на каких, с большой вероятностью, будет эволюционировать в другие категории?

ECM отличается от СЭД, по большом счету, масштабом и уровнем требований. ECM предполагает более сложную работу с версионностью документов, интеграцию с файловыми архивами, где есть большие объемы данных, она может иметь свою базу данных. То есть не каждая СЭД пока еще является ECM.

Мы пока предпочитаем пользоваться интеграцией с готовым решением HCL Connections. Оно уместно для компаний с очень большой филиальной сетью и территориальной распределенностью, где требуются обмен контентом с очень глубокими настройками прав доступа, уведомлениями, с тем, чтобы там был собственный портал для заказчиков. Таких компаний не сказать, что много, поэтому существенно наращивать функционал «ЭСКАДО» в этом направлении мы пока не видим смысла. Большинству заказчиков достаточно наших встроенных возможностей для коллективной работы.

Примеры из практики ведения проектов в вашей компании - заказчик сомневался, вы обсуждали, но все же выбрали СЭД (или не СЭД), и по каким причинам...

Выбор решения целиком и полностью зависит от потребностей заказчика. Насколько большой масштаб и глубокая детализация и визуализация нужны заказчику? Не думаю, что какая-либо СЭД сейчас уже может сравниться со зрелыми решениями управления проектами. Но большинству заказчиков они и не нужны. Точнее, заказчики, которым они были нужны, как правило, уже давно установили себе эти системы и им нужна только грамотная интеграция.

Если к нам приходит заказчик с запросом на систему управления проектами, то работы с ним развивается условно по двум сценариям. Мы, разумеется, собираем данные о потребностях заказчика, о его ИТ-ландшафте и планах его развития и возможном бюджете. Если требования заказчика к системе управления проектами оказываются выше среднего, нужно масштабное решение со специфическими функциями и мощным функционалом визуализации и отчётности, которое было бы интегрировано, например, с ИС бухгалтерии, склада и производственных линий - то, конечно, речь сразу пойдет о специализированном решении. Если у заказчика в целом типовые требования, не слишком масштабные проекты, то мы предлагаем аудит СЭД заказчика, если такая есть. Многие заказчики не подозревают, что управление проектами может быть модулем СЭД, поэтому сами не задают таких вопросов. Если функция СЭД оказывается востребованной в компании, то мы предлагаем заменить СЭД на «ЭСКАДО» с интеграцией с имеющимися ИС и, возможно, доработкой модуля управления проектами. Если СЭД заказчику не нужна (например, у него усеченный документооборот на базе CRM-решения), то возвращаемся к варианту специализированного PM-решения.

О решениях вашей компании: как в них сочетается СЭД и то, что «за рамками»?

Наша СЭД «ЭСКАДО» включает в себя CRM, управления проектами, маркетингом и продажами. Все эти функции выстроены вокруг процессов документооборота и во многом следуют его логике.

Ваши прогнозы на будущее относительно данной тенденции.

Все современные СЭД выходят далеко за свои рамки. Когда заказчики говорят «СЭД», они уже сами не имеют в виду только документооборот, все ожидают набора функций «за рамками». Дальше выбор сводится к сравнению функций, у кого-то уже есть специализированные решения по CRM, так что эта часть СЭД не заинтересует данного заказчика, кому-то неинтересен маркетинг, но расширенный функционал нужен каждому. И СЭД будут развиваться в сторону наращивания функционала в зависимости от запросов рынка и их пользователей.

Продолжением этого тренда является включение функций упрощенной автоматизации бизнес-процессов и легкой настройки для внесения разного рода изменений, в том числе графических редакторов бизнес-процессов, смены шаблонов, типов документов, полей и бизнес-процессов, чтобы заказчики сами могли описывать и реализовывать свои процессы в системе и не привлекать разработчиков, а все лишнее – убирать. Настроенные бизнес-процессы обязывают пользователя выполнять определенные последовательности действий, благодаря чему компания может быть уверена, что пользователь будет соблюдать регламент: система просто не позволит обойти необходимые этапы процесса. Это открывает двери для широкого внедрения ИИ, который проверит формы на правильность заполнения, категорирует вложения и карточки и удалит дубликаты документов.

И это не завтрашний день. Будущее зарождается уже сегодня. И мы изучаем тренды, мониторим потребности и пожелания заказчиков, прорабатываем различные идеи, постоянно расширяя функционал СЭД «ЭСКАДО».


Источник: ecm.ict-online.ru/analytics/a172002

Другие Мнение экспертов: