ИТ в ритейле. Новейшие технологии, тренды, прогнозы


ИТ в ритейле. Новейшие технологии, тренды, прогнозы

Ритейл остается одной из наиболее передовых с точки зрения развития ИТ отраслей. Интеграция торговых оффлайн- и онлайн-площадок, автоматическое формирование персональных предложений и скидок, инновационные системы безопасности, контроля свежести продуктов, автоматические кассы, сложные логистические решения – все это уже прочно вошло в жизнь ритейлеров. Как же будет развиваться этот рынок дальше и какую роль на нем играют отечественные интеграторы? Об этом SPBit.ru рассказывает Дмитрий Ефремов, руководитель практики управления активами компании «Интерпроком».

Руководитель практики управления
активами компании «Интерпроком»
Дмитрий Ефремов

Насколько высокотехнологичным, инновационным с точки зрения ИТ является ритейл сегодня? Чем это обусловлено?

Крупный ритейл сейчас в лидерах по числу и скорости внедрения ИТ-технологий, а также по их уровню. Ведущие торговые сети объединяют уже сотни и тысячи торговых объектов, так что ими просто невозможно управлять без соответствующей ИТ-базы. Кроме того, внедрение ИТ-систем управления дает большим ритейлерам быструю и ощутимую отдачу за счет эффекта масштаба, любое сокращение издержек при управлении большим числом объектов и операций сразу оборачиваются заметной экономией и ростом прибыли. Если правильно выбрать платформу для автоматизации, то чем больше объектов и процессов вы включаете в контур управления, тем больше экономите, а предела рентабельности такого подхода в крупных сетях достичь достаточно трудно. Так что сетевым ритейлерам выгодно наращивать свои ИТ-системы, и они не упускают свою выгоду.

Плюс к этому, ритейлеры постоянно находятся в поиске новых источников получения прибыли от своих торговых объектов и развивают как программную, так и аппаратную часть своей инфраструктуры. Магазины становятся многофункциональными объектами, они все чаще предлагают посетителям не только купить товары по профилю торговой сети или ее субарендаторов, но и воспользоваться терминалами для выдачи товаров из интернет-магазинов, провести платежи и переводы, снять деньги с карты. Сложные сервисы – это множество новых высокотехнологичных процессов, которые требуют развитых специализированных ИТ-решений.

Аппаратная часть магазинов развивается в сторону роботизации, это и уже упомянутые автоматические терминалы выдачи товаров, и автоматические кассы, работающие в связке с терминалами оплаты, и кассы самообслуживания. Опять-таки все эти аппараты требуют специализированных ИТ-решений.

Отдельно надо упомянуть BI-решения по управлению отношениями с клиентами, ассортиментом и логистикой, а также системы наблюдения и безопасности, управления людскими ресурсами, которые быстро развиваются не в последнюю очередь благодаря активности ритейла.

Какие интересные технологии пришли в ритейл за последние годы, насколько прочно вошли в жизнь ритейлеров, что изменили в ведении этого бизнеса?

Я руковожу подразделением по управлению активами, так что чаще всего сталкиваюсь с запросами на развитие двух новых направлений ИТ для ритейла: увеличить число и глубину расчета процессов, которые надо поддерживать, и провести роботизацию в самом широком смысле этого слова, чаще всего для процессов принятия решений и в том числе для исключения коррупционной составляющей.

Благодаря таким запросам мы реализуем много новаторского в классических решениях. Например, в управлении коммерческими площадями. У нас есть решение, в котором учитывают все площади клиента, и система сама отслеживает их скорое освобождение, автоматически генерирует заявочные кампании, рассылая потенциальным арендаторам приглашения на участие в конкурсе, а затем сама же собирает заявки и выбирает победителя на основе формальных критериев и автоматически формирующихся рейтингов. Оказалось, что без участия человека в процессах оповещения, отбора и принятия решения эффективность оборота арендных площадей заметно возрастает.

Аналогично построены наши системы по мониторингу и управлению инцидентами с торговым оборудованием и инфраструктурой магазина. Система, получив сигнал об отклонении показателей датчиков, например, с холодильного оборудования, сама классифицирует инцидент и отправляет заявку в сервисную компанию, которая приезжает в магазин и устраняют проблему, а система самостоятельно это фиксирует или продолжает требовать устранения неисправности. Вся цепочка взаимодействий от директора магазина, у которого возникла проблема, до ремонтника, получившего наряд на выезд, полностью автоматизирована, они не тратят время на общение, а получают исчерпывающие уведомления от системы.

Исключение человеческого фактора из рутинных процессов, а также из части процессов по принятию решений, по нашему опыту, дает быструю отдачу и позволяет разгрузить персонал, чтобы люди могли сосредоточиться на более творческих и важных задачах и лишний раз не сталкивались с искушением воспользоваться должностным положением.

Поделитесь опытом вашей компании по разработке решений для ритейла, ведения проектов в ритейле.

Недавно мы реализовали сразу несколько интересных проектов. Для одного из них мы разработали комплексное решение с целью автоматизировать процессы ремонтно-технического обслуживания оборудования магазинов. Одна система автоматизировала планирование и контроль обхода оборудования силами персонала магазинов, фиксировала мелкие инциденты и ремонт. Смежная система мониторинга работы холодильного оборудования обрабатывала сигналы автоматически, автоматически создавала инциденты на основе интеллектуальных правил, отправляла их в соответствующую сервисную компанию, а затем, когда и если параметры оборудования возвращаются к норме, закрывала инцидент и информировала об этом пользователей. То есть в этой части проекта нам удалось добиться исключения человека из процессов.

Вторым интересным проектом я бы назвал использование BIM в составе зрелых решений по управлению жизненным циклом площадей под аренду. Само решение я описал выше: потенциальные арендаторы заполняют форму заявки, указывая как можно больше деталей. Когда подходящая площадь освобождается, им приходит автоматическое предложение, на которое можно ответить заявкой. Заявки копятся на стороне арендодателя, затем система проводит оценку арендаторов по формальным признакам, соответствующим внутренним требованиям арендодателя. Победитель получает автоматическое предложение заключить договор. При чем тут BIM? Оказалось, что без трехмерной модели помещений из процесса нельзя исключить человека и процесс в итоге не приносит прибыль. Только трехмерная модель на поэтажном плане оказалась понятна потенциальным арендаторам, предоставляла им исчерпывающую визуальную информацию и не требовала дальнейшего общения с менеджером.

Третьим, но не последним по значимости, я бы назвал проект создания централизованной системы управления магазинами как объектами по всему их жизненному циклу с акцентом на процессах развития сети, эксплуатации и ведения коммерческих отношений по площадям – как доходных, так и расходных. Система ведет проекты по открытию, закрытию, реконструкции, ребрендингу и всем другим фазам жизненного цикла магазина. И это интересно не только масштабом, но и концепцией, отличающейся от классической. При типовом подходе мы автоматизируем процессы деятельности подразделений, например, бухгалтерии или финансового отдела или договорную деятельность. Эти процессы изолированы и учитывают только небольшой этап жизненного цикла объектов, например, договоров, с которыми они работают. Автоматизация процессов в нашей системе централизована непосредственно вокруг объекта, то есть магазина, сопровождает его на протяжении всего его жизненного цикла и выстраивает вокруг него работу всего персонала. Например, менеджер по подбору площадей отработал три адреса и выбрал один. А где хранится результат работы по двум отсеянным адресам? Мы делаем этот результат и резолюцию с описанием причины отказа доступным всем его коллегам и уполномоченным службам, чтобы они не отрабатывали одни и те же адреса по несколько раз. Или, например, пропал сигнал с оборудования. Это неисправность? Хищение? Или магазин закрывается на ребрендинг и оборудование отключили? Наша система автоматически объяснит пользователям, как понимать этот сигнал, а изолированные системы автоматизации процессов подразделений с этим не справятся. То есть наша система существенно экономит силы и нервы сотрудников, нацеливает работу сразу всех подключенных подразделений на достижение единого результата, формализует коммуникацию между отделами и сокращает издержки.

Хотелось бы отдельно отметить, что компания IBM, с которой мы активно сотрудничаем в этих областях, в этом году в очередной раз подтвердила звание мирового лидера в области решений по управлению корпоративными активами в «магическом квадранте» от аналитической компании Gartner, что придает нам уверенности в правильности выбранного нами курса.

Ваши прогнозы по развитию цифровизации ритейла, видение роли вашей компании на этом рынке.

«Торговля – двигатель прогресса» - сейчас это выражение актуально как никогда, именно в ритейле в ближайшее время будут обкатываться и приносить прибыль самые передовые решения и технологии. И хотя большинство ритейлеров уже перешли на ИТ-инсорсинг, мы с большим оптимизмом смотрим на этот сектор и уверены в своей востребованности со стороны его крупных игроков.

Во-первых, нам удалось реализовать несколько продвинутых проектов и доказать на практике, что наша платформа приносит ритейлерам прибыль, а объектно-центрированный подход IBM Tririga оказался самым оптимальным и перспективным на рынке. То есть у нас появилось колоссальное конкурентное преимущество перед коллегами.

Во-вторых, объектно-центрированный подход закладывает фундамент для долгосрочных проектов автоматизации и неограниченного расширения числа поддерживаемых процессов, а это сильно расширяет и без того большой рынок автоматизации сектора и открывает перед ритейлерами новые горизонты возможностей.

В-третьих, я уверен, что роботизация в управлении торговыми активами будет набирать темп. А роботизация в управлении активами – наш конек. Мы уже накопили большой опыт в полной автоматизации принятия решений по выбору контрагентов и арендодателей, управления процессами заключения договоров, управления эксплуатацией торгового оборудования и инженерных коммуникаций. У нас есть что предложить ритейлеру, и мы однозначно готовы методично эволюционировать вместе с его потребностями, помогать достигнуть предела в получении выгоды от оптимизации, автоматизации и роботизации процессов, число которых в торговых сетях будут только расти.

А дальше можно только мечтать. Нас наверняка ждут предельно индивидуальные программы лояльности, управление логистикой и ассортиментом, рассчитанные под действия конкретных покупателей, то есть наберут обороты прогнозная аналитика и искусственный интеллект. Мы увидим новые рекламные носители, которые можно будет использовать как терминалы предзаказа рекламируемого продукта, производство товаров непосредственно в магазинах с помощью технологий 3D-печати, дроны вместо части персонала, развитие технологий дополненной реальности, новые мобильные приложения, которые предоставят полную информацию о товаре при наведении на него камеры мобильного телефона, 3D-модели с параметрами клиентов для выбора оптимальной модели и размера одежды в онлайн-магазине, различного рода сервисы для более быстрого и удобного обслуживания клиентов, такие как бесконтактные платежи. Ни один из пунктов нельзя реализовать без ИТ-систем, грамотно описывающих процессы и бесшовно интегрированных в остальной ИТ-ландшафт компании. То есть у нас всегда будет много интересной работы.


Источник: https://ict-online.ru/analytics/a172921/

Другие Мнение экспертов: